+7 926 474-08-01

vk

 

 

Полезная информация

« Назад

Психологическая готовность к школе  25.06.2015 05:59

Психологическая готовность ребенка к школе – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников т.е. определенный уровень личностного и интеллектуального развития.

1. Мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации (складывается при выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе).

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку произвольно выполнять требования педагога, касается ли это конкретного задания или правил поведения (сознательно контролируемое целенаправленное поведение, т.е. осуществляемое с определенной целью, или намерением ребенка. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках; 

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

Развитие произвольного поведения зависит от развития мотивации ребенка).

3. Определенный уровень интеллектуального развития.

4. Хорошее развитие фонематического слуха.

 

Так же традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

1. Интеллектуальный;

2. Эмоциональный;

3. Социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

- дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;

- владение простыми операциями обобщения;

- концентрация внимания;

- логическое мышление.

- сенсомоторная координация;

- умение воспроизводить образец;

- развитие тонких движений руки.

Об эмоциональной зрелости говорят:

- уменьшение импульсивных реакций;

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

  

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

1.      Свое имя, отчество и фамилию.

2.      Свой возраст (дату и год рождения).

3.      Свой домашний адрес.

4.      Страну и город, в котором живет.

5.      ФИО родителей, их профессию.

6.      Времена года, месяцы, дни недели, часть суток (последовательность, основные признаки).

7.      Домашних животных, их детенышей, повадки.

8.      Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детенышей, повадки.

9.      Зимующих и перелетных птиц.

10.  Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.

11.  Различать одежду (обувь, головные уборы, верхняя одежда).

12.  Различать овощи, фрукты и ягоды.

13.  Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ).

14.  Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15.  Свободно считать от 1 до 10 и обратно.

16.  Выполнять счетные операции в пределах 10 (+.- 2).

17.  Различать гласные и согласные звуки.

18.  Разделять слова на слоги.

19.  Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы».

20.  Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

21.  Знать наизусть стихи для детей.

22.  Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.

23.  Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.

24.  Владеть карандашом: правильно держать, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

25.  Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники,  треугольники, вырезать по контору предмет).

26.  Уметь выполнять задание по образцу.

27.  Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут с перерывом).

28.  Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

29.  Уметь ориентироваться в схеме собственного тела (правая и левая сторона).

30.  Сохранять хорошую осанку в положении сидя.

 

   

Упражнения для развития общей и тонкой моторики

-     Завязывать шнурки, застегивать пуговицы разного размера, застегивать кнопки, молнии, «липучки», заплетать косы, завязывать банты (обязательно необходимо показать ребенка как пользоваться, разделяя каждое действие на маленькие шаги).

-     Складывание бумаги – Оригами. Самолетики, лодочки, лягушки и т.д.; разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять бумагу, мелко рвать.

-     Вырезание снежинок, изготовление гирлянд, бус;

-     Плетение «фенечек», плетение бисером;

-     Хорошее упражнение для координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.

-     Работа с пластилином, глиной, мозайкой, конструктором; все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки, карандаши, краски.

-     Для развития координаций движений можно попробовать заниматься накалыванием.

-      Работа с сухим и мокрым песком;

-     Стирка белья руками;

-     Взбивание жидкого теста венчиком;

-     Месить тесто руками;

-     Мыть, чистить, резать овощи и фрукты;

-     Перемешивать салаты, тесто;

-     Мытье посуды (настоящей или игрушечной);

-     Чистка зеркал, обуви;

-     Продевание тесьмы в дырочки;

-     Забивать гвозди;

-     Чистка стеклянной бутылки при помощи «ершика»;

-     Подметание пола.

 

Как подготовить ребенка?!

-    Конструкторы различные собирать по образцу;

-   Раскрашивание, затем раскрашивание по образцу, затем копирование (срисовывание). Только карандашами, тренируем тонкую моторику, чтобы писать красиво и ручки были готовы к письму, не уставали.

-    Лото детское различное (транспорт, профессии и т.д.) перемешать и играть;

-   Мозайка, выкладывать узоры по картинкам или можно взрослому выложить любой рисунок, а ребенку нужно точно такой же узор повторить;

-    Кубики с фрагментами рисунка складывать по образцам картинок (из 6, 9, 12 и более);

-    Интеллектуальные игры Никитина Б.П –  «Сложи узор», «Сложи квадрат»,  «Уникуб».

-    Палочки Кюизенера;

-    Игры с правилами (домино, шашки и.др.);

-    Стимулировать развитие сюжетно-ролевой игры;

Через игру развиваются психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь и т.д.

-    Чтение сказок – расширение кругозора;

-    Отгадывание и придумывание ребенком загадок.

-    Посещение ребенком спортивной секции.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить