+7 926 474-08-01

vk

 

 

Организация закаливания детей

 

Почему дети растут и развиваются по-разному?

Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд?

Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители.

Наверное, причина в том, что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как закаливание


Так что же такое закаливание? 

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода. 

Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные. 

Неспециальные методы – создание соответствующих условий: 

-достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит, его одели слишком тепло)

-максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к ним не привыкнет)

-систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С)

Специальные методы – это группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей ребенка. 

  

В нашем частном садике используются следующие методы закаливания:

 

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

 

  • В отсутствии детей мы организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
  • В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;
  • Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20°С);
  • Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);
  • Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18°С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39°С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20°С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;
  • В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

  • Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;
  • Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
  • Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1°С, доводя ее до 18°С.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

  • Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;
  • Организуем одевание и раздевание детей в групповой комнате (помним про контрастную ванну);
  • Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку.
  • За 30 минут до пробуждения закрываем её;
  • Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;
  • Подъём организуем по мере пробуждения детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКУ

  • Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
  • Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
  • Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже -20°С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;
  • Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.